Проверить себя

Поколение Z и искусство собеседования

Раньше я была одна из них. Мы говорили на одном языке. Мы говорили. Нам было интересно разговаривать друг с другом. Двенадцать, пятнадцать, двадцать лет назад.

Время было подходящее. Происходило много нового. В политике, в повседневности, в образовании. Появилось много новых тем, и постепенно возникал новый образ жизни, с путешествиями, международным кругом знакомств, переосмыслением ценностей, новыми танцами и новыми видами спорта.

Когда учишь или преподаешь язык – главная задача и, соответственно, главное задание – разговаривать.

Тогда мне было легко это делать. Дискуссии получались страстными, иногда хаотичными, но захватывающими и запоминающимися. Можно было оттолкнуться от текста и целую пару парить, подхватывая то встречные то попутные потоки, возражая, соглашаясь, исправляя по ходу дела грамматику и интегрируя новую лексику.

Теперь не так.

Теперь мои студенты все время кажутся мне уставшими от слов и неохотно (мягко говоря) отзывающимися на «А вы что об этом думаете?».

Теперь, если кто-то все же начинает отвечать, остальные с чувством облегчения утыкаются в телефоны. Не всегда, но все чаще. Им не приходит в голову, что мы разговариваем все вместе. То есть слушаем друг друга, запоминаем, обдумываем, отвечаем, иногда перебиваем. Им все реже это оказывается интересно.

Может быть, я устарела? Возможно. Generation gap с преподавателем после 40 уже точно заметен. Может быть, я сама устала генерировать эту общую энергию группы? Наверно. И это тоже. Но все же есть что-то еще.

Gadget interference

Банальная тема школьных сочинений – “On-line communication will never replace real, face-to-face …”. It will. It already does. Не в том смысле, что люди физически перестали общаться. Нет, конечно, они (мы?) встречаются, ходят куда-то вместе, о чем-то болтают. Но совершенно очевидно, что определенные жанры и атрибуты общения уходят в прошлое. Это нормально. Это происходит все время. В начале XIX века, когда Онегин «возбуждал улыбки дам огнем нежданных эпиграмм», то есть быстрыми, остроумными ответами, находчивыми репликами, общение тоже было другим. Более художественным, салонным, изящным. Мы такое уже не застали. Да и 20 век – не та эпоха.

Но то что происходит сейчас затрагивает какие-то глубинные основы коммуникации. Это происходит по нескольким причинам.

1. Гаджеты все время переключают наше внимание, не дают сосредоточиться. Но у людей моего поколения есть иммунитет, мы знаем, что такое читать взахлеб, безостановочно. Сейчас большинство детей просто не знакомо с таким занятием. Чтение требует погружения, фокуса, увлеченности. Так же как и процесс мышления, обдумывания. Сегодня он все время прерывается - падают сообщения в чатах, приходят уведомления из соцсетей, спам, почта, новое видео по подписке и так без конца.

2. Но дело не только в банальном переключении внимания. При таком многоканальном восприятии мира очень сложно сохранять градус эмоционального накала. Когда, например, на фоне дурацкого шуточного ролика про обезьянок вдруг возникает социальная реклама, где умирающий ребенок рассказывает про то, как ему страшно и больно или, наоборот, на фоне видео о жертвах землетрясения появляется мистер Пропер с беспроблемным выражением лица. Помимо беспринципности и безвкусицы такого поведения интернет платформ и телевидения это приучает к какой-то интеллектуальной и эмоциональной необязательности. Необязательно додумывать мысль и необязательно долго поддерживать чувство эмпатии. Да и правда – очень сложно продолжать оставаться на глубинном канале своего я, когда тебя все время выдергивают наружу.

Social nets and inflation of ideas

3. И еще один момент. Дискуссии бывают. Иногда довольно горячие. Но они все больше перемещаются в соцсети. В каком-то смысле это удобней и безопасней. Можно спокойно обдумать, что ты хочешь сказать, сформулировать мысль так, чтобы потом не жалеть о сказанном и т.д. Но с другой стороны, это вытесняет устную беседу-спор или беседу-дискуссию. Потому что, во-первых, ты просто разучаешься это делать. Не только не успеваешь, как Онегин, быстро отреагировать, пошутить, парировать, но вообще забываешь – как это слушать и думать одновременно, поддерживать баланс между вниманием к собеседнику и своим желанием занять сцену, как это не смотреть в телефон и быть целиком здесь и сейчас. Раньше нельзя было пообщаться втроем или больше иначе как встретившись лично. Поэтому этим временем дорожили, этих встреч ждали, страсть и нетерпение накапливались. Сейчас можно отвечать – вопрошать – провоцировать и подкалывать непрерывно. Для этого есть сети, чаты, группы и пр.

4. Кроме того, дискуссии в соцсетях ведутся напоказ, на виду у всех. Они вынуждают тебя не отступать, оставлять последнее слово за собой. Никогда не видела, чтобы такая дискуссия закончилась тем, что кто-то признал верным чужое мнение. Хотя бы частично. Мысль выхолащивается, девальвируется, уничтожается.

5.  Ну и конечно слов стало столько, что от них уже и правда подташнивает. Общения стало меньше, а слов – бесконечный океан. Мы утопаем в этой воде слов, мнений, высказываний. И поэтому встретившись, люди с удовольствием просто идут, сидят, смеются, шутят по разным поводам. И отдыхают от суеты навязчивых текстов, которыми мы теперь непрерывно окружены.

Я по-прежнему люблю разговаривать на серьезные темы лично и считаю это самым интересным времяпрепровождением в компании друзей. Я надеюсь, что и мои студенты адаптируются к этой новой ситуации, научатся отделять виртуальное словоплескание от настоящей беседы, в которой есть поиск и смысл. Интерес и уважение друг к другу.

Опубликовано: 26.01.2021

Получи 14 дней обучения в подарок!