Проверить себя

Иностранный язык чем раньше, тем лучше?

Темпы современной жизни превращают нас в невротиков, главный страх которых – как бы не опоздать и не упустить.

У нас есть жизненное расписание, программируемое с детства. Мы все время должны с ним сверяться – к 18 годам закончить школу и поступить в университет. Какой там свободный год для путешествий и поисков себя, на такую блажь у нас нет времени. К 22 годам уже нужно его закончить и искать работу. Срочно. Потому что к 30 уже положено быть опытным специалистом, обладающим убедительным резюме и уверенно подающим себя на собеседовании.

Мы так боимся выскочить из этой колеи, что в помощь нашим детям стараемся проложить им рельсы прямо под грудничковую коляску. Здорово ведь, если к окончанию школы ребенок уже свободно программирует, имеет КМС по теннису, у него есть опубликованные статьи и он владеет несколькими языками, включая китайский.

Даже не знаю, преувеличиваю ли я или преуменьшаю. Недавно получила такое послание от одной женщины:

Татьяна Геннадьевна, здравствуйте! Узнала о Вас через интеренет. Моему сыну 18 февраля исполнился один год. Я желаю, чтобы он начал заниматься английским языком.

Вот это самое беспокойство – как бы не опоздать!

Итак, когда начинать?

Нужно ли начинать учить иностранный язык в год, или в 3? Нужно ли начинать учить его до школы, чтобы загружать ребенка постепенно? Чтобы в школе на него не свалилось все сразу. Мы же учим детей читать и считать заранее. Логично и азы иностранного языка сразу заложить.

Как всегда, отвечая на этот вопрос, я исходила из обобщения собственного опыта работы с детьми. А потом, получив образование в области нейрофизиологии, поняла, что мои выводы отлично согласуются с данными современной науки о развитии мозга.

Мой ответ однозначный – НЕ НУЖНО учить ребенка инстранному языку примерно до 8-9 лет. Кстати, этот как раз тот возраст, когда иностранный язык начинался в спец.английских школах Советсткого Союза. Со второго класса.

Почему так? Потому что исходя из простых наблюдений выясниось, что если один ребенок учит язык, например, с трех лет – к преподавателю ходил, песенки пел, всех животных назвать мог, карточки английские учил и т.д - а другой ребенок начал учить язык с нуля в 12 лет, то в 14-15 они выровняются и будут знать его совершенно одинаково. При условии равных способностей, конечно. А часто бывает даже так, что ребенок, начавший в 12 лет, для которого язык – это что-то новое, интересное, вырывается вперед. А тот, который начал в три и уже устал от всего этого, так и остается на каком-то невнятном уровне – вроде, и может что-то сказать // понять, но все с ошибками и без энтузиазма. И младенческий лепет так и не заменяется до конца на полноценную речь взрослого.

Как это объяснить?

Согласно современным данным мозг продолжает развиваться вплоть до 18 лет и даже больше. Это значит, что родившийся с сильно недоношенным мозгом человек (мы все такими рождаемся) просто не обладает неободимым «железом», на которое можно было бы поставить такое сложное программное обеспечение, как иностранный язык.

Постойте, скажете вы, а как же родной язык?! И будете правы. Потому что вопрос о том, как это возможно, что ребенок в возрасте двух лет, с тем самым недоразвитым еще мозгом, который неспособен решать элементарные логические задачи, начинает говорить – это вопрос переднего рубежа науки. И лингвистики и нейрофизиологии. Ведь язык – это очень сложная система, в ней координируются многочисленные факторы, согласования, условия, исключения. И тем не менее, даже очень неспособный человек, даже с умственным отставанием, начинает-таки говорить. Практически без ошибок.

Существуют разные версии на этот счет, в том числе версия знаменитого лингвиста Ноама Хомского о врожденной языковой способности, которую его ученик Стивен Пинкер сравнил с врожденной способностью паука плести паутину.

Вы видели паутину? Могли бы сходу повторить? Правильно. Это потому что у нас нет такого инстинкта, а у паука есть. Вот примерно так же, считает эта группа исследователей, обстоит дело с языком. Человек рождается и инстинкт запускает естественное освоение родного языка.

Согласны, естественно, не все. С момента, когда эта идея была высказана, произведя колоссальный эффект и заставив научное сообщество значительно пересмотреть свои представления о функционировании языка, прошло более 50 лет. Но ни подтвердить ни  опровергнуть гипотезу Хомского пока не смогли.

Но все согласны в одном – ЕСТЕСТВЕННОЕ УСВОЕНИЕ языка или языков и ИЗУЧЕНИЕ языка – это совершенно разные вещи. И ребенок, незаметно усваивающий два или три родных языка, может испытывать огромные трудности в усвоении четвертого, не родного.

Родной язык или языки – это когда ребенок в течение 16-18 часов в день пребывает в языковой среде. Разговоры взрослых ведутся на одном из этих языков, к нему обращаются на этих языках, все фоновые языковые шумы звучат на этих языках, мультфильмы, которые он смотрит, реплики прохожих на улице, дети, которые играют на той же площадке.

Изучение языка – это когда несколько часов в неделю вы пытаетесь искусственно переключить внимание ребенка на чужой язык. Он его совершенно не понимает ни в каком аспекте. Языковую структуру он не воспринимает естественным путем, а должен понимать ее логику, так же как понимает математическую, когда вы учите его считать. Словарный запас не нарастает, как снежный ком, когда вы не успеваете следить – что откуда взялось, а насильственно учится и т.д.

Когда родители начинают раннее обучение языку, они рассчитывают как-то обмануть природу и заставить иностранный язык, преподаваемый пусть даже 3-5 раз в неделю, усваиваться, как родной. Nothing doing – как говорят англичане. Ничего не выйдет. Поэтому нужно просто оставить малыша в покое и начинать заниматься будь то языком, будь то физикой или биологией, когда для этого созреют соответствующие структуры.

А детские годы потратить на то, что действительно требует раннего старта – музыка, спорт, танцы и пр.

   

Опубликовано: 25.02.2020

Получи 14 дней обучения в подарок!