Проверить себя

Tabula rasa или Почему мы не можем как дети?

    -        А зачем она переводит с русского? Пусть сразу думает на английском! – вмешивается в урок мама моей новой ученицы.

    -         На чем? – недоуменно переспрашиваю я.

Действительно – на чем она может думать, если ее словарный запас составляет в лучшем случае пару сотен слов, а представлений о грамматике вообще почти нет. А чтобы говорить и тем более думать на языке, нужен еще и свободный синтаксис, то есть нужно владеть законами построения сложных языковых единиц – распространенных словосочетаний, предложений, разговорных реплик и т.д.

Однако, чем дальше находится человек от предмета дискуссии, тем чаще его голова наполнена стереотипами, не имеющими никакого отношения к реальности.

Думать на языке мы начинаем в детстве, когда впервые осваиваем этот мир. И вопрос о том, что первично – язык или мировоззрение, и что чем определяется, в философском отношении до сих пор остается открытым.

Но мы сейчас не об этом. Мы о практической стороне. Как это происходит, что человек начинает думать? На чем он думает в самом начале жизни? И самое главное - можем ли мы, как дети, усваивать язык естественным путем?

Ну давайте вспомним. Первые слова ребенок начинает произносить между годом и двумя. Это отдельные слова, обычно с ошибками, часто искаженные до неузнаваемости, и их очень мало. При этом учиться ребенок начинает почти сразу после рождения. И голова его свободна, то есть процесс должен идти максимально быстро. И тем не менее – сколько раз за эти полтора - два года вы сказали ему – Смотри, собачка, ав ав. Или – Где у Петеньки носик? – Вот он носик. Или  - Скажи, ма-ма.

И наконец через полтора года таких ежедневных занятий появляются первые слова. Иногда значительно позже. Хотите продвигаться в таком темпе?

А первые предложения – совсем короткие и все на том же словарном запасе, в несколько десятков слов, появляются после двух лет, иногда ближе к трем.

А более-менее хорошо говорить ребенок начинает примерно в 4 года, иногда позже. Ну вот это и есть реальные сроки.

И заметьте, что сфера жизненных интересов, доступная ребенку в этом возрасте, гораздо уже таковой у взрослого человека. То есть ребенку не нужны языковые области, описывающие экономику или психологию, у него нет потребности в профессиональной терминологии и специальных областях знаний. То есть мы можем сказать, что, чтобы освоить язык в том объеме, в котором им владеет средний человек, – ему еще и школу нужно окончить. Вот тогда языковой запас становится, наконец, максимально адекватным.

Грамматика, правда, формируется раньше, но тоже вплоть до 7-8-летнего возраста ребенок продолжает делать ошибки.

Взрослый человек, осваивая новый язык, делает это гораздо быстрее. Особенно учитывая объем его жизненных потребностей, которые нужно научиться выражать на этом языке.

Примерно через 2-3 года ежедневных занятий взрослый начинает сносно говорить и понимать речь на слух, а также читать и писать. И это очень быстро.

Вы скажете – но ребенок даже в 7 лет говорит порой чище и правильней многих взрослых иностранцев. Конечно, но ведь он учит язык примерно 12-16 часов в день, каждый день. Смотрит мультфильмы на языке, слушает речь взрослых почти все время, когда не спит. Ему читают книги на языке, и свои собственные мысли он выражает тоже на этом языке.

И есть еще один момент – ребенку не мешает другой язык и другая языковая картина мира.

Представьте себе, что в вашем доме долгое время жил другой человек. И он не просто завел кучу новых вещей, про которые вы порой и понятия не имеете – зачем они нужны, но еще и разложил все согласно какой-то только ему ведомой, чудовищной логике. И вот вам теперь нужно снова привыкнуть во всем этом жить. Сколько раз ваша рука будет привычно тянуться к ящику, где должны лежать ножницы, а ваши глаза будут с изумлением видеть там – ну, скажем, компас. Кто бы не разозлился в самом деле. Ну при чем здесь компас?

Вот так и мы, изучая чужой язык, каждый раз с изумлением спрашиваем себя – Ну почему все так не по-русски?

И лишь когда мы примем этот другой мир, с его странностями и научимся им пользоваться, все встанет на свои места, и, возможно, даже в следующий раз мы целенаправленно откроем тот ящик, чтобы достать из него компас.

Вот тогда мы и думать начнем на этом чужом языке. Потому что к тому времени он тоже станет своим. Но это произойдет очень не сразу. И не у всех. И даже когда произойдет, вы все равно будете порой испытывать дефицит слов, или, скорей, идиом, или недопонимать говорящих между собой носителей. Но случаться это будет все реже и реже.

Опубликовано: 09.08.2018

Получи 14 дней обучения в подарок!